Была пора пушкин текст скачать

Цели урока: продолжить знакомство с творчеством Пушкина; развивать навыки самостоятельной работы с текстом, анализа текста, умение высказывать свое мнение; воспитывать способности к самостоятельному осмыслению исторических событий, отраженных в литературе. Пушкина, совершенствовать навыки анализа поэтического текста, учить выразительному чтению. Оборудование: портрет и альбом поэта, иллюстрации портретов друзей Пушкина, учебник, проектор, экран. Эпиграф к уроку: Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен. Пушкин гениальный национальный поэт. Записать в тетради основные темы поэзии Задание: подтвердите или опровергните предлагаемую информацию. Пушкин родился В Петербурге. Няня научила Пушкина читать. Нет, крепостной слуга, Никита Тимофеевич Козлов. Лучшим другом и воспитателем Пушкина в детские годы была его няня Арина Родионовна. В 15 лет он поступил в Царскосельский лицей. Нет, в 12 лет. Работа по теме урока. Ни один русский поэт не уделял так много внимания этой стороне человеческих отношений. Общительный, умевший понимать и ценить людей, Александр Сергеевич всегда имел много друзей. Автор в лирических зарисовках воссоздает облик своих друзей-лицеистов: первого друга Пушкина, дружба объединяет людей в крепкий союз на всю жизнь. Чувство товарищества, преданность друзьям — все эти качества воспитал в Пушкине Царскосельский лицей, ведь именно там он обрел верных, искренних и настоящих друзей. Их объединяли вольность любовь к прекрасному искусству. Именно в лицее у Пушкина появляются настоящие друзья. Впоследствии, как бы ни складывались обстоятельства и куда бы ни забрасывали поэта судьба, он оставался преданным своим друзьям. И уже в первых стихотворениях, посвященных теме дружбы, звучит мотив братства. В ранних стихотворениях Пушкин призывает друзей наслаждаться жизнью, воспевает дружбу, любовь, все радости жизни. Оно написано в 1814 году, во время учебы в Царскосельском лицее. Крепкая лицейская дружба — Найдите строки, где поэт подшучивает над другом? Пушкин обращается к другу лицейских лет Дельвигу Дай руку, Дельвиг! Ты не под кафедрой сидишь, Латынью усыпленный,— После окончания лицея в дружеской лирике Пушкина появляется мотив прощания, разлуки с друзьями. Особое место в лирике Пушкина занимают стихотворения, посвященные дню открытия лицея. Этой дате поэт посвятил не одно произведение, ведь именно в лицее он обрел верных друзей на всю жизнь. Было написано во время ссылки в Михайловское, за 8 лет после окончания лицея, в период разлуки, в период одиночества. Стихотворение начинается картиной осенней природы. Ему грустно, потому что в праздничный день он не может присоединиться к друзьям; он вынужден отмечать годовщину основания лицея в одиночестве. Воспоминания о тех, кого тоже нет в кругу друзей в этот день, — о рано скончавшемся Корсакове, об отважном мореплавателе Матюшкине. Какие воспоминания и мысли заставляют поэта забыть свою печаль и преодолеть чувство одиночества? Постепенно грусть сменяется воодушевлением, радостью. От тоски и одиночества Пушкина спасают воспоминания о друзьях. Воспоминание о них наполняют его душу радостью. Дружба спасает его от одиночества, помогает преодолеть мучительность ссылки, дает ему надежду на будущую встречу с друзьями, веру в то, что их союз ничто не в состоянии разрушить. Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен — Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. Он вспоминает тех, кто не предал его в трудный час, тех, кто осмелился посетить поэта в Михайловском: Пущина, Дельвига, Горчакова стр. Автор верит, что пройдет год, и следующий праздник он обязательно отметит в кругу верных товарищей. Но надеждам поэта не суждено было сбыться. Но Пушкин был верным другом, он всегда любил своих товарищей, никогда не забывал. Какой вывод можно сделать? В нем автор благословляет друзей, желает им добра, поддерживает их, просит Всевышнего помогать им во всем, чем бы они ни занимались и где бы ни находились 6. Начало стихотворения возвращает поэта к беззаботной лицейской поре. Пушкин сопоставляет здесь начало жизни с беспечностью и зрелость с ее горьким опытом. Пушкин с сожалением вспоминает о былых годах. Меж нами речь не так игриво льется, Просторнее, грустнее мы сидим, И реже смех средь песен раздается, И чаще мы вздыхаем и молчим. Поэт воссоздает историческую картину того, что довелось друзьям пережить за эти 25 лет. Таким образом, дружба в этом стихотворении — это целая жизнь, прожитая вместе, в течение которой друзья делили все радости и горе, взлеты и падения, победы и неудачи, надежды и разочарования. Время меняет и чувства, и мысли, и внешний облик человека, но не в состоянии разрушить те узы дружбы, которые четверть века связывают этих уже немолодых людей. Ведь они вместе пережили те грозные события: Отечественная война 1812 года, декабристское восстание на Сенатской площади. Итог урока: — Какую роль играет дружба в жизни человека? Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок».